Златоуст. Кузнечный фестиваль

Выставка «Клинок» — где отчет?!
Здравствуйте, Друзья! Так получилось, что хотел я сегодня выложить статью-отчет по проходящей 28-й выставке «Клинок — традиции и современность«, но вот решил повременить и сделать такую небольшую подготовительную статейку, тем более, что выставка заканчивается только завтра. Сам я на выставке уже побывал, получил массу удовольствия и заряд положительной энергии до следующей выставки! Но совсем без вкусностей я Вас не оставлю и преддверии готовящегося фотоотчета, в конце данной статьи я выложу видео, из материалов отснятых мной на выставке. Ну, а теперь, к делу!
Предлагаю Вашему вниманию статью, опубликованную в журнале «Клинок» №25 от известного всем Архангельского Л. Б., Президента Союза кузнецов РФ.
Златоуст. Кузнечный фестиваль
Так уж случилось, что сентябрь в этом году выдался на редкость урожайным на кузнечные фестивали. Да, так уж случилось. Для меня в осеннем графике первым оказался фестиваль в славном городе Златоусте, имевший состояться 7 сентября в День города. Организовывался он администрацией и фирмой АиР, и меня пригласили посетить Златоуст с дружественным визитом как главу Союза кузнецов России. Приглашали старые и добрые знакомые, так отчего не поехать?
Поездка началась с Казанского вокзала, с которого отправлялся наш поезд Москва-Челябинск. Челябинск — это город на Урале, а уральский характер и его суровая челябинская разновидность уже давно тема не только анекдотов. Ну, нам-то что, мы же с дружественным визитом…
Купейный вагон быстро заполнился мужчинами хмурой наружности и парой дам служебного вида. Видно было, что они устали. Вероятно, с этого устатку они быстро переоделись в шорты-труселя и сели «разливать и распивать» еще до отправления поезда. Стартовали в этом деле весьма резко и двоих высадили уже через пару часов, в Рязани. На следующий день снова возник было в коридоре шумок, но он прервался стуком упавшего тела, и уже до самого Урала было тихо.
В Златоуст прибыли ранним утром 6-го сентября, в 5 часов по Москве, за день до начала фестиваля. Встретили нас сотрудники фирмы АиР и повезли в гостиницу — через город, понятно. И город мне как-то сразу понравился. Вот понравился, и всё тут. И место красивое, и дома не уродливые.
Гостиница рядом с заводским прудом оказалась вполне приличной, но отдохнуть с дороги толком не удалось, ибо сразу повезли знакомиться с городом и окрестностями, каковое знакомство перешло в посещение краеведческого музея с открытием выставки — понятное дело, оружейной. В общем, все было интересно.
Начнем с окрестностей. Для начала владелец АиРа Максим Архипов повез нас с дочерью (она кузнец-оружейник и почетный член Кузнечной академии, если что) на Черные скалы — окинуть, ткзть, взглядом уральские горы. С некоторым трудом залезли на эти скалы и окинули. Понравилось, ибо несомненно красиво. Да и солнечная погода располагала.
Спустившись со скал, немедленно переместились в музей. Если вдуматься, златоустовский музей для оружейника, для кузнеца, это нечто вроде пещеры Аладдина. Классические, многажды виденые в художественных альбомах клинки Бушуева и Шафов лежат в витринах во всей красе…или в реальности. Художественное травление по стали и оружейный булат, образцы узорчатых композитов классиков русского булата от Аносова до Гуревича и кое-кого посовременнее. И всё это удалось посмотреть буквально пробегая мимо витрин — положение обязывает, и совещание с главой города заставило отложить внимательное знакомство с экспозицией на неопределённое «потом».
Ближе к вечеру переместились в кузницу АиР. Дело в том, что руководством фирмы было решено поставить своего рода рекорд мира в ковке и изготовить самый длинный в мире меч. Конечно, если не брать в расчет длину меча в руках статуи «Родина мать» на Мамаевом кургане в Сталинграде. Из реальных мечей самый длинный клинок (2метра 25 см с хвостовиком 50 см) имеет японский храмовый меч, откованный аж в 15-м веке, а златоустовцы решили этот рекорд превзойти.
И вот сваренная из 10 прутков дамасской стали заготовка рекордного меча весом в 85 килограммов готовится к финальной расковке, которую планировали закончить в самый день фестиваля. Ткзть, приурочить.
Нагрев под ковку бригада под руководством главного кузнеца фирмы Владимира Герасимова проводила в обычной электропечи с не слишком высокой температурой, а щели в ее дверце закрывали огнеупорной теплоизолирующей ватой, чтобы тепло не выходило.
Через пару часов заготовка разогрелась и нас позвали посмотреть на действо. На нижний боек 400 килограммового молота был прилажен рольганг для наката и перемещения тяжелой болванки, бригада слаженно извлекла из печи метровый брус дамаска и на ломах подтащила его к молоту. Аккуратно, несильными ударами осадив поковку по всей длине на пару сантиметров, ее вновь поместили в печь для подогрева. И так много раз.
Через несколько часов болванку растянули до нужной длины в три метра и стали ровнять-выправлять на гидропрессе с усилием 100 тонн.
Признаюсь, я ожидал несколько более высокой технологической оснащенности кузницы типа наличия прокатного стана с боковыми валками и газового горна с контролируемой атмосферой, но от того, что использовался немудренный, в общем, технопарк мое уважение к Владимиру Герасимову даже повысилось. Есть ведь поговорка, что мастер работает руками, а лодырь — инструментом. Так вот чего-чего, а лени я не обнаружил. Да и сама заготовка меча была не просто слоистой, чего вполне хватило бы для именования ее дамасской, а затейливо собранной из 10 отдельных композитных прутков, половина из которых была закручена-торсирована. В общем, получилась почти классическая заготовка клинка из «турецкого дамаска» длиной 3 метра 15 сантиметров. На следующий день поковка с росписями очевидцев была выставлена на фестивале.
Что ж, засняли процесс и отправились «таки отдохнуть с дороги». И это был день первый.
Надо сказать, что в моей фестивальной деятельности существует некая традиция, созданная не мной и не особо меня радующая, но тем не менее незыблемая — ни разу за 25 лет, начиная с 88 года, ни единого фестиваля с моим участием не проходило без дождя. Хоть пять минут, да покапает. Сказал об этом Максиму Архипову — мол, палатки и навесы приготовили? А то намокнет народ. Глядя на синее небо тот ухмыльнулся — взрослый дядя, а суеверен. Поздно вечером пошел дождь…
Однако утро фестиваля было вполне сухим. Администрация города не особо мудря перекрыла для машин главную улицу, где и расположились павильоны и горны участников. Можно было купить поесть-попить, и сувениров прикупить, и даже ножик для себя самостоятельно изготовить — оборудование и материалы предоставлялись в особом месте. Съехались и ножелюбы региона. Им был выделен отдельный стол.
Начался фестиваль, как и положено, с торжественного открытия. Выступили хозяева, почетные граждане, приглашенные гости, сказали положенные добрые слова. На мой взгляд, слова довольно искренние — во всяком случае я говорил без лукавства. Ведь и вправду Златоуст «внес вклад» и даже «положил основание» в оружейное дело России и СССР. В бытность свою инженером ракетно-космической отрасли я использовал детали из спецсталей златоустовской выплавки, а откомандированные к нам работники родственных заводов этого города помогали в авральный период подготовки к запуску шаттла «Бурана». Значение же Златоуста как родины российских клинковых сталей и вовсе очевидно. Так что переборщить с хвалебными эпитетами было сложно.
Само-собой, были и песни среди народа, типа русские народные — куда ж на русском празднике без них? Впрочем, там всякий народ был, даже совсем нерусский.
В делегации Союза кузнецов были три якутских мастера, давних моих знакомых по прежним фестивалям, коих я попросил приехать в Златоуст и показать традиционную для якутов выплавку кричного железа из руды. Руду они привезли с собой (как я понимаю, сидерит с 46% железа), а сыродутную печь сложили на месте загодя, приехав на пару дней пораньше.
Полученная после нескольких часов непрерывной огненной работы губчатая железная крица отправилась в музей, где ей и место.
Были на фестивале и другие кузнецы. И дети, и серьезная неулыбчивая девушка, и опытные уральские ребята, а Владимир Герасимов попросил привести из Москвы на фестиваль кузнеца-художника поколоритнее. Вот я и пригласил с собой Георгия Баранова. Возраст за 60, громадный опыт, седая борода и невозмутимый характер — куда уж колоритней и художественней? Пройдясь по площадке фестиваля, он на мой вопрос «Как тебе фестиваль?» ответил чуть вздохнув — «Всё замечательно…»
Впрочем, на этот фестиваль в оружейный город художественную ковку особо и не привозили, хотя был и уже знаменитый в интернете «Горыныч» — куда ж без него на Урале? Юрий Чирков с товарищами представлял художественную ковку Урала, Андрей Черепанов и Павел Быков — оружейную челябинскую.
Организаторы приготовили и сюрприз в виде печи-гриля для мяса с ручным приводом. Говорят, было вкусно, поэтому решено использовать этот агрегат и на следующих фестивалях.
Что же, всё когда-нибудь кончается, завершился и златоустовский фестиваль «Кузюки». Вручили дипломы, поблагодарили организаторов и участников: и почти сразу хлынул неслабый дождь. Зрители быстренько ринулись по домам и в укрытия, так что участники могли без помех собирать и увозить оборудование. Ну, слава Богу, погода и традицию не нарушила, и праздник не испортила.
К вечеру дождь укротился и празднование Дня города продолжилось на площади у здания администрации. Песни, силовые артисты, огненное шоу — всё по-праздничному. Мы же продолжали общение в неформальной обстановке до поздней ночи.
На следующее утро выдвинулись в Челябинск. Там, одновременно со златоустовским, проходил международный кузнечный фестиваль, также объединенный с празднованием Дня города. Так уж в этом году сложилось…
Но это уже другая тема.
Вот такая интересная статья, Друзья! А теперь, как и обещал видео с выставки «Клинок — традиции и современность» (Осень 2013).
Если Вам понравилась статья – ставьте лайки и подписывайтесь на новости – только тогда Вы не пропустите выход новых и интересных статей. А также не забываем оставлять комментарии, напоминаю, что на сайте постоянно проходит награждение самых активных пользователей различными вкусностями и денежными призами.
До новых встреч!
Судя по всему в конкурсе комментаторов я занял первое место ? 🙂
Как я смогу забрать своё денежное вознаграждение ?
Заранее спасибо за ответ
Здравствуйте! Все верно, с небольшим уточнением — конкурс стартовал 12 августа и результаты, соответственно, оглашаются тоже 12 числа каждого месяца. Понимаю, что не удобно, но до Нового года было принято решение оставить как есть, а уж после — возможно будем награждать победителей 1 числа. Но в любом случае, думаю за неделю ситуация сильно не изменится, а поэтому — Вам необходимо выслать мне на почтовый ящик (указан в контактах) номер своего рублевого кошелька WebMoney (если валюта другая — проблемы нет), адрес Вашего сайта — для ссылки и по желанию — Ваше имя или фамилию, или и то и то, для оглашения результатов на сайте. Вот и все! Спасибо Вам за участие!
Ну тогда лучше давайте подождем 12 числа а там видно будет кто занял призовое место, прошу прощение что я невнимательно читал правила конкурса
Колоритные фотографии. Молодцы организаторы, что не забывают о таких вот масштабных промыслах, как кузнечное дело. многие кованые изделия (не обязательно даже оружие) мне очень нравятся.