Оружейная фабрика в г. Златоуст

Здравствуйте! Сегодняшняя статья, это небольшой экскурс в историю города, носящем гордое название — Златоуст. Этот город в Челябинской области славен не только, как центр ремесел и оружейный центр страны, но и, как центр художественной гравюры на металле. Богатая и интересная история становления оружейной фабрики и самого города заслуживают обязательного внимания. Так давайте же познакомимся поближе с самим Златоустом и его мастерами! А после статьи — будет немного новостей для моих постоянных читателей!
История создания оружейной фабрики в городе Златоуст.
Формирование Златоустовского стиля на протяжении всего 19 века.
Официальное открытие Оружейной фабрики при Златоустовском казенном заводе состоялось «в 15 день декабря 1815 года». Этому историческому событию, предшествовала многолетняя планомерная политика царского правительства по «водворению в России славной фабрики Золинген». Россия остро нуждалась в форменном холодном оружии. Действовавшие отечественные оружейные предприятия, занятые изготовлением огнестрельного оружия, не удовлетворяли нужды армии и флота. Принятое в начале XIX в. решение об организации специальной фабрики по выпуску «белого оружия», было реализовано только после победоносного завершения Отечественной войны 1812 г.
Златоустовскому заводу не сразу было отдано предпочтение. Объективные условия решили вопрос в пользу известного уральского металлургического и металлообрабатывающего предприятия. Наличие мощной металлургической базы позволило уже в конце XVIII в. наладить — здесь литье стали — материала, необходимого для производства оружия. Система рек обеспечивала сплав продукции «в весеннем караване». Большое значение имело также и то обстоятельство, что в Златоустовском заводе с 1809 г. уже существовало поселение выходцев из Европы, и действовала «немецкая фабрикация», или мануфактурная фабрика «немецких изделий»: Представители немецкой диаспоры производили широкий ассортимент инструментов и бытовых вещей из стали. В будущем третий (и последний частный) владелец завода московский купец первой гильдии немец А. Кнауф планировал начать выпуск .холодного оружия.
Первые иностранные мастера были приглашены Кнауфом с Ижевского оружейного завода, куда они были законтрактованы еще раньше из Германии. Дании и Швеции на основании манифеста Екатерины Первой от 1763 г. «для оказания содействия России в развитии промышленных мануфактур». Этот документ был лишь продолжением введенного в 1702 г. Петром 1 и «распубликованного» по всей Германии манифеста, которым в Московское государство приглашались иноземные капиталисты и фабриканты, ремесленники. Иностранцам давались выгодные условия с одним непременным условием: «Учить русских людей без всякой скрытности и прилежно».
Вторая волна переселения иностранцев на завод в Златоусте последовала в 1814 году. К тому моменту, предприятие было передано из частных рук в государственное владение и находилось в подчинении Департамента горных и соляных дел. Бывший главный управляющий заводами Кнауфа на Урале А.Эверсман в прошлом прусский военный и горный советник, служивший генералом-инспектором великом герцогстве Бергском, перешел на государственную службу и взялся за дело организации фабрики «дата белого оружия». Он стал главным агитатором и вербовщиком своих соотечественников — оружейных мастеров Золингена. Военные действия в Европе, безработица и обещание новой жизни подтолкнули лучших специалистов оставить родину.
Первый контракт между тремя мастерами по мечам, ножам и мастером позолоты был подписан 1 января 1814 г. Это положило начало массовому переселению золингенцев на уральский завод. База источников позволила выявить имена, возраст, профессии и состав семей первых прибывших из оккупированных Наполеоном прусских земель. Первые годы 1815-1818 гг. иностранцы были единственными мастерами по выпуску холодного оружия, они же занимали все руководящие должности в цехах нового предприятия. Местные работники были у них подмастерьями или, что соответствовало условиям контракта, «в учениках». Нередки были случаи, когда русские обучали иноземных «специалистов» той или иной профессии. Среди учеников «лучших мастеров позолоты» Золингена Шафов были братья Бушуевы. Боярщиновы, Тележниковы, Уткин и др. В 1819 г. клинки, выполненные ими «без помощи» учителей удивили столичное начальство.
Первые переселенцы из Золингена привезли знание технологии и владение ремеслом, привезли традиции западноевропейского оружейного искусства. Технологический процесс художественного убранства стальной поверхности клинка, выработанный иностранными мастерами на родине, в Златоусте обогатился новыми приемами. Местные художники по металлу узор наносили кистью, применяли три типа травления, что вместе с тремя типами золочения и синением усиливало художественное звучание вещи. Шел естественный процесс взаимовлияния и взаимообогащения двух культур. В этом его международное значение. Первые образцы оружия, изготовленные иностранными мастерами, соответствовали западноевропейским образцам: прусским, французским, польским. Разнообразные типы и виды клинкового оружия, наименования которых произносились на иностранном, немецком, языке, конторские служащие записывали в русской транскрипции. Не только строевое оружие готовили мастера, но и украшенные вещи «с признаками позолоты».
В Санкт-Петербурге возлагали большие надежды на директора фабрики Эверомана по «скорейшему введению в действие» нового предприятия. Спустя полгода после официального основания Оружейной фабрики, летом 1816 г. в столицу представили первые изделия. В тот год из Златоуста в Горный департамент отправлено 95 единиц холодного оружия.
Привилегированное положение иностранцев на Златоустовском заводе и Оружейной фабрике, отсутствие контроля со стороны директора привели к тому, что дисциплина труда упала, увеличился брак, строительство фабричных цехов и сооружений затягивалось, производство не развивалось. Горный начальник, затем директор Оружейной фабрики А.Ф.Фурман, сменивший уволенного Эверсмана, возглавил новое, по сути, и направлению деятельности предприятие. Он установил специально разработанные «Правила», ужесточив дисциплину и порядок. Всех иностранцев, согласно новым штатам, закрепил по цехам, строго предписал «кому
и чем заниматься следует». Была, наконец разработана и утверждена структура Оружейной фабрики, которая включала 11 отделений. «Украшенное отделение» состояло из двенадцати цехов. На фабрике начинается ритмичная деятельность.
В феврале 1816 г. оружейная контора Горного департамента получат 8 предметов образцового оружия, находившегося на вооружении российских войск еще с момента восшествия на престол Александра I: сабля, палаши, тесаки и пики. С этого времени фабрике предписывалось изготовлять оружие по «высочайше утвержденным» образцам. Златоустовское оружие должно было иметь то единообразие, которое и отличало его от холодного оружия тульского и других центров.
Производство набирало силу. Однако, несмотря на это процент украшенных изделий был невелик по сравнению с выпуском строевых образцов. Так доля художественно убранного оружия за 1818-1823 гг. составила всего 0.61%. Но год от года фабрика приближалась к предписанной Департаментом норме. Складывался коллектив молодых талантливых художников-граверов. Их превосходство в искусстве украшения оружия признавали и немецкие мастера, в том числе Шафы. С их отъездом из Златоуста в 1823 г. условно, завершается период становления и начальный этап деятельности Златоустовской оружейной фабрики.
Набор высоты: причины и следствия.
Вторая глава «Златоустовская фабрика «дела белого оружия» в 1823-1847 гг.» посвящена работе знаменитого отечественного оружейного центра в период наивысшего подъема производства и научных открытий, когда происходит расцвет деятельности Златоустовских художников по металлу и создаются главные произведения этого особого жанра декоративно-прикладного искусства.
Необычайный подъем производства был бы невозможен без научной и творческой активности П. П. Аносова. За 30 лет он прошел путь от смотрителя фабрики и библиотекаря до директора и горного начальника, проявил свой талант новатора производств», новатора науки и искусства. При его участии началась реструктуризация и реконструкция фабрики. Был возведен комплекс Оружейной фабрики, который включал новые каменные двухэтажные здания Арсенала, собственно фабрики и химической лаборатории. С организацией последней Златоустовский казенный завод становится научным центром горного округа и изысканий П.П. Аносова. Санкт-Петербург оказывал помощь и поддержку начинаниям ученого-металлурга. В новое здание Оружейной фабрики переводятся основные производства из деревянных, разбросанных по территории завода и берегу речки Громотухи цехов и мастерских. Фабрика приобретает вид промышленного предприятия, оставив в прошлом полукустарный способ изготовления оружия. Арсенал являлся не только частью промышленного комплекса фабрики, но культурным центром уральского завода-города. Если на первом этаже его производилась проба и приемка образцов, размещался склад готовой продукции, то весь второй этаж был занят великолепной экспозицией единственного на Южном Урале заводского музея. Все пирамиды, витрины, постаменты и даже российский герб были составлены из клинков, деталей или элементов холодного оружия. В центральном зале был установлен мраморный бюст Александра I в память о посещении им Златоуста в 1824г.
Комплекс Оружейной фабрики, здание Управления горным округом и Свято- Троицкий собор формировали облик Златоустовского завода-города. В их сооружении принимали участие, руководили строительством и разрабатывали проекты Златоустовские архитекторы, представители талантливых династий мастеров В.П.Бояршинов и Ф.А. Тележников. В распоряжении заводских художников была библиотека, которая пополнялась литературой по искусству и истории. В Златоустовской горной школе, молодые мастера художественного убранства оружия упражнялись в рисовании, изучали основы искусства. Одаренных командировали для обучения в Академию художеств, на Екатеринбургскую гранильную фабрику, на другие родственные предприятия России, Кавказа и даже Бухарии.
П.П. Аносов совмещал административную, производственную и научную деятельность. «Его невысокую, тщедушную фигуру», по воспоминаниям современников, можно было видеть в цехах и у горна. Он, покоряя своей увлеченностью, пробудил активность у сталеваров, сделав их сотворнами уникальных булатов. Но и сам стал соавтором многих произведений оружейного искусства. Клинки, изготовленные из изобретенной Аносовым стали, с характерным рисунком и замечательными качествами, украшенные заводскими художниками-граверами увековечили имена создателей. Клинки металлурга Аносова являли синтез науки, искусства и ремесла. По предписанию Департамента все сабли, палаши, кинжалы и другое оружие с клинками «Аносовского» булата поступали «для сохранения в Музее Горного института». Они предназначались и для поднесения «высочайшим особам». Много великолепных образцов было приготовлено специально к приезду в Златоуст в 1837 г. цесаревича великого князя Александра Николаевича. Поднесенные клинки хранились в Царскосельском Арсенале, позже были переданы в Эрмитаж, Военно-морской и Военно-исторический музеи.
В эти годы во всю мощь раскрылся талант «учеников» Шафов, которые, по сути, никогда не были их учениками. И. Бушуев, И. Бояршинов, Ф. Тележников, В. Южаков и многие другие мастера, основы художественных знаний и школу профессиональной подготовки проходили у представителей старшего поколения талантливых династий Златоустовских Художников. Уже первые ученические клинки заводских художников отличались от лучших Золингенских по манере исполнения, тематической направленности и композиционным решениям. Факт художественного превосходства Златоустовского оружия и профессионализм его авторов признали сами учителя.
И.Н. Бушуев, воспитанный на культурно-интеллигентских традициях семьи, является самым ярким представителем династии Бушуевых и художников Златоустовской оружейной фабрики первой трети XIX в. Он сформировал первый коллектив художников-граверов, своим творчеством определил классический стиль художественного убранства клинка, заложил основу школы Златоустовского авторского украшенного оружия. Его начинания будут поддержаны и развиты И.П. Бояршиновым. Представители других талантливых династий фабрики Златоуста Тележниковы, братья Бояршиновы, Абабковы внесут свой ощутимый вклад в развитие культуры и искусства завода-города. Новый мощный подъем в искусстве художественной обработки металла в Златоусте произойдет лишь через много лет — в последнее десятилетие XX в.
В пред реформенный период XIX в. получит развитие новое направление творчества заводских художников и учителей рисования. Они проявят себя как талантливые графики и живописцы. К сожалению, их работы, как и имена некоторых авторов, на десятилетия были незаслуженно забыты. Заводской художник Абабков, чье имя пока остается загадкой, достоин памяти потомков уже тем, что увековечил образ великого ученого-металлурга и генерал-майора по горному ведомству П.П.Аносова: в 1843 и 1844 гг. мастер выполнил два ею прижизненных акварельных портрета. Кисти этого же автора принадлежит серия заводских пейзажей разных лет, своеобразные «портреты» Златоустовского города-завода первой половины XIX в. Акварели и графика братьев Бояршиновых, отражающие процесс производства холодного оружия на Златоустовской фабрике, вошли в Атлас горного округа 1827 г. Известна акварель И. Бушуева «Площадь в Златоусте» 1832 г. В конце 1840-х гг. Е.А. Бояршинов написал картину на сюжет из повседневной заводской жизни Златоустовские художники-графики опередили свое время на несколько десятилетий, так как распространение картин на подобные сюжеты произойдет гораздо позже. Художники Оружейной фабрики создали основу школы горнозаводской графики, которая спустя полтора столетия получит новое творческое развитие.
Оружейники Златоуста выполнили большое количество украшенного оружия в связи с юбилеями Отечественной войны 1812 г. Несмотря на это процент украшенных изделии оставался невелик по сравнению с выпуском строевых образцов. Но производство штатного оружия год от года возрастало. Вскоре предписание Департамента по выпуск) 30 (ХМ) единиц было достигнуто, а в некоторые годы и превышало требуемую цифру. Основные поставки осуществляли в Санкт-Петербург, Москву, Казань и Омск.
Когда прошли юбилеи и надобность в наградном оружии сократилась, в конце 1830-х и в 1840-х гг. «украшенный» цех фабрики находился на грани закрытия. Ситуацию спасли нововведения П.П.Аносова по организации выпуска бытовых вещей, что позволило сохранить ценные кадры мастеров, не утратить обретенного опыта, продолжить развитие традиций Златоустовской гравюры на стали.
В эти годы Златоустовский завод и Оружейная фабрика начали участвовать в мануфактурных и промышленных отечественных выставках.
К концу 1840-х годов, после отъезда П.П. Аносова и смерти И.П. Бояршинова, заметно ослабевает научная и творческая деятельность на фабрике. Лишь в пред реформенное десятилетие с приездом нового директора П.М. Обухова, оживилось заводское строительство. В связи с его исследовательской деятельностью в области литой стали оказался востребованным опыт и знания сталеваров, которые работали еще с Аносовым. Их опыты увенчались успехом. Первая русская стальная пушка, выдержавшая 4017 выстрелов, передана на вечное хранение в Артиллерийский музей Санкт-Петербурга, а у входа в Арсенал Златоустовской оружейной фабрики установлены четыре разнокалиберных орудия. Однако вскоре Обухова переводят в Петербург для организации сталепушечного завода. Не «прижилось» в Златоусте и ружейное производство, однако, как каски и кирасы, ружейные стволы приготовлялись на фабрике.
П.М.Обухов делает все возможное, чтобы возвратить былую славу цеху украшения оружия. Правительственные заказы почти прекратились. Цех был расформирован, художники занимались «делом кирас и касок», готовили штыки, лишь некоторые делали надписи на клинках. Неизвестно ни одного украшенного изделия 40-х годов, а в 50-е годах, их количество было невелико. На всех клинках пред реформенного десятилетия, представленных в Эрмитаже, Военно-историческом, Государственном историческом и Златоустовском краеведческом музеях отсутствует имя автора. Орнаментальное решение клинков из литой стали П.М. Обухова не отличается разнообразием и художественной выразительностью, авторской индивидуальностью. Лишь в 1860 г. появится новое в декоративном убранстве изделий, когда зеркально отполированная поверхность клинка станет непременным элементом убранства.
Несмотря на то, что выпуск украшенных изделий в пред реформенный период был незначителен, многие из этих произведений представляют большой интерес и включены в оружейные коллекции целого ряда музеев России и ближнего зарубежья. Художественное убранство их не отличается большим разнообразием, но знаменует особый этап в развитии уникального жанра декоративно-прикладного искусства — оружейного.
В этот период Златоустовский казенный завод, Оружейная и Князе-Михайловская фабрики впервые представляли свою продукцию на международном уровне. Первая, а затем и Вторая всемирные выставки в Лондоне предъявили миру искусство художественной обработки металла и сталеварения, рожденные на Урале.
В развитии производства холодного украшенного оружия в дореформенную эпоху XIX в. Златоустовская оружейная фабрика прошла определенные исторические этапы: 1815-1823 гг. — становление производства при участии иностранных специалистов; 20-е-30-е гг. — расцвет деятельности фабрики, выпуск выдающихся образцов Русского холодного украшенного оружия, и завершение формирования Златоустовской школы этого искусства; 40-е-50-е года — резкое сокращение производства и спад деятельности фабрики.
Исследование показало, что основание Оружейной фабрики именно на Златоустовском заводе имело исторические предпосылки и условия, в том числе явилось результатом государственной политики по водворению в России «ставной фабрики Золингена». Выявление новых архивных документов дало возможность установить причину, даты переселения, имена иностранных оружейников и мастеров стальных изделий из Золингена в Златоустовский завод в начале XIX в., а также количество и имена членов их семей.
В результате исследования уточнены даты начала производства и первых отправок в Санкт-Петербург холодного оружия. Официальное открытие Оружейной фабрики в Златоусте состоялось в декабре 1815 г., но свою фактическую деятельность она начала раньше. Как показывают документы, первые образцы продукции были отправлены в столицу уже летом 1816 г. Затем последовали первые крупные отправки оружия. Важным является не только количественный список изделий, но их типы и виды. Они полностью соответствовали тем образцам, которые находились на вооружении в Западной Европе. Это было как строевое оружие, так и украшенные образцы.
Таким образом, переселение мастеров известного центра оружейного дела Западной Европы на Урал позволило организовать начальное производство холодного оружия. Иностранцы были хорошими ремесленниками, они привезли на Урал знание технологии и ремесла, но основы Златоустовской школы авторского украшенного холодного оружия создавали представители династий русских мастеров — художников и оружейников, которые оставили яркий след в истории культуры и искусства Златоуста, Урала и России.
Период наивысшего подъема в деятельности Златоустовской оружейной фабрики в 20-30 года, отмечен еще одним явлением в уральском искусстве — развитием нового направления в творчестве художников. Выявление данного направления явилось одной из основных задач нашего исследования. Открылись новые материалы и произведения графики и живописи, которые подтвердили, возвратили забытые имена и творения. Из среды работников Оружейной фабрики выдвигаются художники по металлу и учителя рисования, которые сохранили для потомков портреты современников и виды Златоуста XIX в., они заложили основу школы горнозаводской графики, которая в последнее десятилетие XX в. получила дальнейшее развитие.
Творчество русских художников развивалось на богатом опыте и традициях старшего поколения талантливых династий Бушуевых, Бояршиновых и др. Уже в начальный период деятельности фабрики началось формирование коллектива художников цеха украшенного оружия, представителей талантливых уральских династий, закладывались основы классического стиля, определялась тематическая направленность и вырабатывались технологические приемы в художественном убранстве авторского украшенного холодного оружия Златоуста. Последующий период можно определить как «бушуевский». И.Н. Бушуев не только возглавлял коллектив художников и был для многих учителем, но он являлся автором и ведущим исполнителем главных произведений того Брыкни. Самым значительным по масштабам и значимым в истории искусства Златоуста является его последняя работа «Древнее вооружение».
Уральскими мастерами создавались великолепные произведения холодного украшенного оружия в сотворчестве П.П. Аносовым. Ученый проявил себя как талантливый руководитель Оружейной фабрики. Новый подход и источники позволяют раскрыть деятельность П.П. Аносова не только как ученого металлурга, новатора производства, но и считать его соавтором многих произведений оружейного искусства Златоуста. Клинки, изготовленные по его стали органично соединили в себе результаты научных изысканий горного инженера, искусство художника-творца и талант мастера-ремесленника. Не случайно уже первые изделия были затребованы в «Музей Горного института». И сегодня гордостью оружейных коллекций музеев России считаются «аносовские» булатные клинки.
Одной из важных задач исследования было выявление и сравнительный анализ статистических данных по выпуску холодного строевого и украшенного оружия на Оружейной фабрике. Уже в начальный период Златоустовское оружие начинает приобретать то единообразие, которое будет отличать образцы строевого оружия, созданные на Урале, от исполненных в других отечественных оружейных центрах. Златоустовская оружейная фабрика была основана в первую очередь как предприятие по выпуску форменного образцового оружия. Поэтому доля украшенного оружия, во все времена составляла незначительную часть от выпуска остальной продукции. Небольшое число украшенного оружия свидетельствует о его эксклюзивности, сложности ручного производства. Преодолев трудности начального периода, фабрика год от года наращивала темпы выпуска и в скором времени достигла требуемого количества 30000 единиц в год. А в иные годы значительно превышала эту цифру.
Уже первые украшенные уральскими мастерами стальные клинки привлекли внимание царствующего двора. Их подносили «высочайшим особам», они украшали залы дворцов и резиденций российских императоров. Изготовленные по особым заказам, они пополняли коллекцию Царскосельского Арсенала, затем значительная часть ее переместилась в Эрмитаж, составив самое обширное и великолепное собрание Златоустовского оружия. Часть изделий из Эрмитажа передана в другие центральные музеи России. Оружейная фабрика, оставаясь государственным предприятием, являлась одновременно «придворной» мастерской.
География местонахождения Златоустовских клинков широка.
Произведения оружейного искусства, созданные в традициях школы Златоустовского авторского украшенного холодного оружия, представляют большой интерес для историков и искусствоведов. Изучение уральского оружия, включение его в музейные оружейные собрания наряду с восточным и западноевропейским клинковым оружием, свидетельствует об исторической, культурной и художественной значимости произведений.
Деятельность Златоустовской оружейной фабрики 1815-1860-х гг. можно определить как важную составную часть мировой и российской истории промышленности (техники), науки, культуры и искусства.
Статья предоставлена: rosarms.spb.ru
P. S. В заключении, как и обещал новости:
Новость №1. На этой неделе будут объявлены первые победители конкурса «Лучший комментатор«. Победители будут награждены призами. Пока ажиотаж на конкурс не велик, но в скором времени такого может и не быть, так что хватайте пока есть возможность!
Новость №2. Просмотрев статистику, я увидел, что раздел «Пятничный флуд» пользуется популярностью, так что он будет существовать и в будущем, радуя Вас хорошим настроением!
Больше пока, ничего не скажу — так как всему свое время. Подписывайтесь на новости и e-mail рассылку и будьте всегда в курсе последних событий! В заключении небольшое видео, так как статья и так получилась довольно длинной.
До новых встреч!
Златоустовский завод славился высококачественной сталью и холодным оружием.
Рабочий город всегда был, одновременно, городом художников и поэтов.